24 мая - День славянской письменности и культуры.
- Василий Иванович, расскажите немного об истории праздника, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии.
- К этому дню, конечно, имеет отношение каждый человек. Говорят «слово и дело», но для многих слово и является делом. Благодаря слову существуют такие профессии, как учитель, журналист, писатель, диктор телевидения и радио. Не зря первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки пасхального Евангелия от Ионна: «В начале было Слово, И Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Кирилл и Мефодий - выдающиеся люди. Недаром их уже в XI веке стали прославлять как святых людей. Они изобрели азбуку славянской письменности для того, чтобы богослужебную литературу и Библию перевести на церковно-славянский язык. Вначале была создана глаголица - это первая письменность старославянского языка, которую изобрел Кирилл.
Кирилл был великим ученым, он работал в Византийской Императорской библиотеке. В те времена к византийскому императору обратились из великой Моравии с просьбой прислать им человека, который бы помог на своем языке им проводить богослужения в храмах. Тогда проповедь проводилась лишь на трех языках: на древнегреческом, древнееврейском и древнелатинском, а для простого люда славянских крестьян это было непонятно. Взявшись за перевод, Кирилл спросил, есть ли у них азбука. Ему ответили, что азбуки нет. Кирилл сказал: «Можно ли писать на воде? Это же грешно!» Он изобрел для них азбуку, слова, многие из которых мы используем и ныне, особенно в церковном обиходе.
У святых братьев было много противников, особенно после кончины Кирилла. Немцы стали громить их начинания, книги, стали запрещать богослужения на старославянском языке. И тогда все, что сотворили первоучители, перешло в Болгарию, что очень хорошо сказалось на старославянском языке. По сей день в Болгарии чтят память Кирилла и Мефодия.
- Расскажите об основных революционных и эволюционных вехах, связанных с развитием нашего языка.
- Начало развития русской письменности относится к X-XI векам. Если раньше у нас вели богослужение греки, то теперь в монастырях служит русское духовенство. Затем в XIV-XV веках активизируется второе южнославянское влияние на русскую письменность.
Следующим этапом было освобождение от татаро-монгольского ига. На Руси стало расти самосознание. Русь уже начала давать отпор татарам. Центральным событием того времени стала Куликовская битва (1380 год). С этого момента начинается следующее южнославянское влияние, а значит, еще больше стали крепиться связи с другими странами Европы, что и отразилось на русской литературе, культуре и в архитектуре. Здесь можно отметить «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Старообрядцы пытались сохранить обряды, старый язык, выступая против новшества. Патриарх Никон вводил новшества и в обрядах, например, предлагал молиться не двумя перстами, как раньше, а тремя, «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды и т.д. Никонианцы нашли очень много устаревших слов и выражений, которые нужно заменить, а как их заменить? Взять старые книги и соскоблить, что на пергаменте написано? Что значит соскоблить написания? Люди восстали: мол, нельзя, так же всю культуру можно уничтожить. Они брали иконы, старые книги и уходили добровольно в ссылку, лишь бы спасти культуру.
- Насколько сильно наш современный язык претерпел изменения в сравнении со славянским?
- Язык естественно претерпел изменения. Старославянский язык адаптировался к древнерусскому языку, который особенно сохранился в первых письменных источниках, а письменные источники богатейшие. Это прежде всего летописи. В каждом городе, в каждом храме, в каждой церкви велись свои летописи. Летописей, как на Руси, нет ни в одной стране. Также известна летопись и Козловского Троицкого монастыря.
Конечно, очень большие изменения внесли телевидение, компьютер. Некоторые встречают это в штыки, считая злом для молодежи. Я думаю, что это огромное завоевание культуры, особенно для активизации коммуникаций. Новые взаимоотношения в сетях, но ими нужно научить пользоваться, чтобы роботы «не съели» самого изобретателя.
Русский язык настолько богат, слово обогащает человека, показывает степень его культуры. Потому что слово - оно само по себе полисемично, то есть многозначно, оно и характеризует наш язык своей многогранностью, многосложностью. Не зря до письменности еще были распространены сказки, волшебные сказки. Чему же они учат? Иносказанию, дабы дать читателю самому прийти к выводу, где добро, а где зло. Вот и для детей сказки, казалось бы, волшебные, но с каким глубоким смыслом! Язык многозначен, многослоен, имеет столько слоев и столько этажей, что редко какой язык, пожалуй, имеет столько оттенков, столько богатства. Об этом говорили многие. Например, И.С. Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
- Расскажите об образности и красоте славянского языка, о забытом значении некоторых слов.
- Я всю жизнь занимался древнерусской литературой и считаю, что это большое счастье - читать на древнерусском языке рукописи. Какая огромная литература была в древней Руси! К сожалению, ее остается все меньше и меньше, лишь подвижники ее собирают и хранят в музеях и древнехранилищах. Сохранение рукописного древнерусского богатства, конечно, является основой для современного русского языка.
«Слово о полку Игореве» считается наименее церковным, а некоторые считают его даже языческим произведением. В нем есть такие выражения, как «битва на реке Каяла». Учеными проводились поиски, где же находится эта река, а я со студентами разрешил эту задачу и нашел ее. У меня была даже статья такая «Так где же течет река Каяла?». Как учила меня моя преподавательница В.В. Бабайцева, нужно находить корень. Не зря говорят: зри в корень. Так здесь корень - Каин. Кто же был Каин, это мы помним еще с начала Библии. Это сын первых людей. Каин убил Авеля. Каин - братоубийца, так в «Слове о полку Игореве» осуждается братоубийственные войны между князьями, которые убивали друг друга. Там, где проходят братоубийственные сражения, и есть река Каяла, где бы она ни была. И ныне эта река отражена, например, в событиях на Украине. Таким образом, многие другие слова, которые мы употребляем, стараемся как-то адаптировать и объяснить.
- По какому сценарию на ваш взгляд будет развиваться русский язык?
- На мой взгляд, основной трудностью, которую испытывает современный язык, является то, что его стали меньше изучать в мире. В 90-е годы претерпела изменения и наша страна, отпали многие союзные республики, поэтому там стали меньше изучать русский язык, меньше требуется учителей русского языка, но это не значит, что он совсем идет к нулю. Страны ближнего зарубежья все-таки чувствуют, что с Россией и русским языком надо дружить. В Мичуринске и Тамбове учатся студенты из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, даже из стран дальнего зарубежья. Изучают русский язык и по возвращении на родину преподают его у себя. В Киргизии достаточно активно изучается русский язык. Болгария и Германия тоже проявляют интерес к русскому языку.
Преподавание русского языка в будущем должно иметь такую цену, какую мы сами себе зададим. Все зависит от того, как мы будем относиться к языку, его сохранению, его корням, его богатству, его использованию. В литературе, конечно, проявляются разные тенденции, но тем не менее выявляется такая основа, которая заставляет говорить о том, что есть надежда, что язык никогда не умрет. Как говорил А.С. Пушкин, «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Александр Сергеевич, как никто, выразил тенденцию русского литературного языка, он знал и народно-разговорный язык, и русский литературный язык. Великий поэт представлял дух древности. Недаром он в споре со скептиками о «Слове о полку Игореве» высказал мысль краткую, но ясную: «Дух древности подделать нельзя». Так и язык подделать нельзя.