Николай Стоморев: художник, ценитель прекрасного, коллекционер

Николай Стоморев: художник, ценитель прекрасного, коллекционер
Фото: www.michurinsk.ru

В малом выставочном зале Краеведческого музея состоялось открытие выставки «Изограф Троицкого монастыря» (0+), приуроченной к 120-летию со дня рождения художника Николая Ивановича Стоморева. В экспозиции представлены картины, написанные самим Стоморевым, копии, выполненные Николаем Ивановичем с работ известных мичуринских художников, помологические рисунки, работы современников Стоморева, фотографии в кругу семьи, с художниками, на фоне своих работ.

Николай родился в Раненбурге, в соседней Рязанской губернии, в 1903 году в семье мещанина. Отец работал приказчиком, мать была домохозяйкой. До Козлова-Мичуринска семья сменила город Клин, где Коля закончил начальную школу и проучился в училище два года, Москву, где отец устроил его в Строгановскую художественную школу, но финансовые проблемы семьи не позволили мальчику ее закончить. В 1918 году Стоморевы переехали в Козлов.

Некоторое время Николай по вечерам учился в Мичуринской художественной студии, где директором в то время был художник Иван Еханин, а в качестве преподавателя работал художник Сергей Варсонофьев.

В 1930 году Стоморев после курсов счетоводов работал в Мичуринский плодоовощной институт.

Спустя пять лет по рекомендации А.М. Герасимова Николай поступил на работу в Центральную генетическую лабораторию на должность художника. Здесь он занимался художественно-оформительской деятельностью, готовил к печати издания института, оформлял фотоальбомы. В частности, принимал участие в оформлении 4-томного академического издания трудов И.В. Мичурина, выполнял плакаты по заказу «Сельхозгиза».

Приблизительно в это время он начал свою работу по изображению Козловского Троицкого мужского монастыря, который располагался неподалеку. Впоследствии эта тема станет одной из главных в его творчестве.

В 1943 году Николай Иванович был призван в ряды Красной армии: служил писарем, рядовым. После демобилизации в 1946 году он вернулся на работу в ЦГЛ.

В 1967 году вышел на пенсию.

Николай Иванович был участником городской выставки «Художники - городу» к 350-летию города, провел персональную выставку к 85-летию со дня рождения.

Умер художник в 1994 году.

Младший научный сотрудник музея Анастасия Белоусова поделилась, что выставка готовилась достаточно долго, и одной из ее особенностей является то, что на ней два действующих лица: сам художник и его творчество, а точнее, основная тема творчества – Троицкий мужской монастырь.

История памятника истории и культуры очень интересна. Основан монастырь был на пустынном месте еще в первой половине 17 века. Строительство шло трудно. К концу 17 века в обители жили около 20 иноков. Ограда, хозяйственные строения и церковь во имя Успения Богоматери были деревянными. Под монастырем была слободка, в которой жили еще около 20 монастырских служителей. Троицкий монастырь неоднократно горел.

В 1670 году было получено благословение на строительство каменной двухэтажной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1692 году была построена каменная церковь Живоначальной Троицы. В 1750 году монастырь был обнесен кирпичной оградой.

В 1801 году на территории появился двухэтажный настоятельный дом, в нижнем этаже которого было семь келий и кухня. В начале 19 века была построена с западной стороны монастырской стены четырехъярусная колокольня высотой в 70 аршин. Обители принадлежали две часовни – одна над колодцем в роще, другая стояла к северу на четверть версты от монастыря.

Через несколько десятилетий пошел обратный процесс – началось разорение и уничтожение памятника истории и культуры. В 1918 году Козловский Троицкий монастырь был официально закрыт.

К сожалению, архитектурный ансамбль монастыря известен нам только по сохранившимся фотографиям и картинам художников. И таким художником, который запечатлел панораму монастыря, был Николай Стоморев. Он не мог спокойно смотреть, как разрушается святыня, писал ее, стараясь запечатлеть и сохранить то, что осталось. Он изобразил Троицкую и Успенскую церкви в разное время года, панораму монастыря, настоятельский дом, въезд в монастырь, рисовал и окрестности: дубовую рощу, речку, протекающую рядом. Сегодня эти картины – настоящее сокровище.

- Действительно, как уже сказали, монастырь был одним из самых первых храмов на нашей территории. Он являлся неким духовным центром нашего города. Сейчас мы, наш монастырь, занимаемся возрождением колокольни: проектом, отработкой всех элементов. Ее можно видеть на одной из представленных картин. Отрадно, что благодаря таким людям, как Николай Иванович, сохранился облик монастыря для истории, - сказал на открытии казначей Троицкого мужского монастыря Никон Машканцев.

Стоморев не только сам был живописцем, но и талантливым зрителем, с хорошим вкусом. Нередко он любил копировать картины интересных для него художников. Так, например, сохранились копии, выполненные его рукой, с пейзажей Панина, Зеньковой, известно, что он копировал картины Герасимова.

Всю жизнь он собирал работы своих коллег-художников. Часть таких работ представлена в экспозиции.

- У нас в коллекции всего семь работ Стоморева, здесь их представлено пять, - рассказал на открытии коллекционер из Тамбова Юрий Носков. – Кроме картин, у нас еще есть фотографии, которые достались нам от внучатого племянника, их я хочу передать музею.

- Сегодня я пришла сюда с особым чувством. Это человек, которого я видела в детстве, мне посчастливилось быть у него гостях дома. Все дело том, что его родная сестра, Валентина Ивановна, это была родная бабушка моей двоюродной сестры. И наши семьи очень переплетались, мы очень близки были, и поэтому однажды мне просто посчастливилось войти в его дом. Вы знаете, когда я переступила порог, у меня было чувство, что я вошла в музей: все стены были увешаны картинами. Он всегда много и интересно рассказывал о Герасимове. Я благодарна всем сотрудникам, которые организовали эту выставку, собрали ее по крупицам. Знаете, я в одно мгновение прыгнула в детство. Меня покоряют его работы: они как декоративные, его манера просто прекрасная, - делится посетительница выставки Галина Ломакина.

Руководство музея выразило благодарность за помощь в организации выставки коллекционерам Екатерине и Юрию Носковым (г. Тамбов), Олегу Миронову (г. Котовск), Олегу Непомнящему (г. Мичуринск), семье Платициных, директору ФГБНУ «ФНЦ им. И.В. Мичурина» Михаилу Акимову.

Музей ждет посетителей этой интереснейшей выставки.

Елена Зацепина.

Новости соседних регионов по теме:

В ЦКИНТ им.Горького г.Зеленодольск, ул.Ленина, 46 4 июля откроется выставка-аукцион картин зеленодольских художников,
11:22 01.07.2024 Новости Зеленодольска - Зеленодольск
На выставке под открытым небом представлена история каждого округа Архангельска.
11:00 29.06.2024 ГТРК Поморье - Архангельск
6+ 27 июня в Выставочном зале Союза художников РСО-Алания открылась республиканская художественная выставка «Назад в СССР».
01:04 28.06.2024 Моздокский вестник - Моздок
27 июня в Краеведческом музее открылась выставка «Глазами художника», посвященная 75-летию со дня рождения Виктора Тайдакова.
17:54 27.06.2024 Краеведческий музей - Сызрань
Совсем скоро в художественном отделе музея (галерея «Виктория») состоится открытие художественной выставки «Путь»!
14:50 27.06.2024 Музей истории г. Новокуйбышевска - Новокуйбышевск
 
По теме
Заведующая отделом организационно-методической работы Центрального дома культуры Лидия Чивилёва победила в областном конкурсе на получение стимулирующих выплат в номинации «За преданность профессии».
Я к Вам пишу – чего же боле? - Детская библиотека 2 и 3 октября для юных читателей Тамбовской областной детской библиотеки проведена беседа-практикум «Я к Вам пишу – чего же боле?», приуроченный ко Дню электронной почты .
Детская библиотека